Номер документа
21П-519
Вид документа
Приказ
Дата принятия
18.10.2019
Дата публикации
30.09.2021

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов

Настоящее руководство разработано в соответствии с частью 5 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», и имеет целью оказание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим численность работников более 35 человек и осуществляющим деятельность на территории Московской области поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерациии и законодательством Московской области в области надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов включая разъяснение отдельных его положений, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.

1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

приказ Минтруда России от 30.04.2013 № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»;

Закон Московской области от 25.04.2008№ 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест»;

постановлениеПравительстваМосковской областиот19.12.2017 № 1085/46 «Об утверждении Порядка организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»;

распоряжение Правительства Московской области от 24.04.2018 № 220-РП «Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в том числе при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных на их осуществление»;

распоряжение Министерства социального развития Московской областиот 24.02.2016 № 19РВ-13 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства социального развития Московской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области»;

распоряжение Министерства социального развития Московской области от 15.09.2017 № 19РВ-72 «Об утверждении требований к учету подконтрольных субъектов (объектов)»;

распоряжение Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 № 19РВ-32 «О предоставлении информации по квотированию рабочих мест»;

распоряжение Министерства социального развития Московской области от 30.05.2018 № 19РВ-53 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»;

распоряжение Министерства социального развития Московской области от 16.10.2018 № 19РВ-98 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством социального развития Московской области государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

2. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

2.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Московской области, имеющие численность работников не менее 35 человек.

3. Обязательные требования определяющие порядок и условия квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

3.1. С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в первом полугодии 2021 года в рамках осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» работодателям направлено 105 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

Министерством осуществлялись мероприятия по выявлению работодателей обязанных, но не осуществляющих квотирование рабочих мест для инвалидов.

непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор),таких сведений (информации).

Обращений граждан по проблемам, связанным с соблюдением законодательства в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в адрес Министерства социального развития Московской области в первом полугодии 2021 года не поступало.

п/п

Вид нарушения

Количество нарушений, выявленных по обращениям граждан

Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ

Всего нарушений

1

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов

0

0

0

2

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор),таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

0

105

105

Итого

0

105

105

3.2. Описание обязательных требований в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

3.2.1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.

Всоответствиисостатьей4ЗаконаМосковскойобластиот25.04.2008№ 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

Для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.

При расчете количества квотируемых рабочих мест округление их числа производится в сторону увеличения до целого значения.

Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Для работодателей численность работников которых составляет более 100 человек в соответствии с распоряжением Министерства социального развития Московской области от 30.05.2018 № 19РВ-53 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

С целью исполнения квоты работодателем издается приказ (распоряжение), закрепляющий конкретные рабочие места (должности) для трудоустройства инвалидов (в том числе специальные). В приказ включаются рабочие места на которых уже трудоустроены инвалиды и вакантные рабочие места на которые работодатель планирует трудоустроить инвалидов.

Выполнением квоты является создание (выделение) работодателем минимального количества рабочих мест для инвалидов, которых он обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.

3.2.2. Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор),таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Всоответствиисабзацем вторым части 5статьи5ЗаконаМосковскойобласти № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» работодатели обязаны ежемесячно представлять в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах (приказах, распоряжениях), содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Распоряжением Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 № 19РВ-32 «О предоставлении информации по квотированию рабочих мест» утверждены форма № 1 «Информация о вакантных рабочих местах (должностях) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой», форма № 2 «Информация о выполнении установленной квоты по приему на работу граждан, определенных в Законе Московской области № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» и методические рекомендации по порядку предоставления работодателями в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения информации о квотировании рабочих мест, а также установлены сроки представления работодателями информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.