Скачать:
Дата публикации
21.01.2020

Руководство по соблюдению обязательных требований, которые являются предметом надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов

Настоящее руководство разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и имеет целью оказание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Московской области и имеющим численность работников не менее 35 человек, информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области при осуществлении в их отношении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, включая разъяснение отдельных положений законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.

1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности.

1.1. Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования при квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест»;

- распоряжение Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 № 19РВ-32 «О предоставлении информации по квотированию рабочих мест»;

- распоряжение Министерства социального развития Московской области от 30.05.2018 № 19РВ-53 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

1.2. Перечень нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- постановление Правительства Московской области от 19.12.2017 № 1085/46 «Об утверждении Порядка организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»;

- распоряжение Правительства Московской области от 24.04.2018 № 220-РП «Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в том числе при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных на их осуществление»;

- распоряжение Министерства социального развития Московской области от 24.02.2016 № 19РВ-13 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства социального развития Московской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области»;

- распоряжение Министерства социального развития Московской области от 15.09.2017 № 19РВ-72 «Об утверждении требований к учету подконтрольных субъектов (объектов)»;

- распоряжение Министерства социального развития Московской области от 16.10.2018 № 19РВ-98 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством социального развития Московской области государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

2. Описание круга лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.

2.1. Обязательные требования по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Московской области, имеющих численность работников не менее 35 человек (без учета численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным).

3. Обязательные требования определяющие порядок и условия осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

3.1. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в следующих размерах:

для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников;

для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.

Выполнением квоты является создание (выделение) работодателем минимального количества рабочих мест для инвалидов, которых он обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Работодатели обязаны также:

1) представлять ежемесячно в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения (далее – центры занятости) информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов;

2) представлять ежемесячно в центры занятости информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

3) при среднесписочной численности работников более 101 человека выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах квоты.

3.2. Основной перечень документов, по которым осуществляется проверка исполнения квоты для трудоустройства инвалидов:

Локальные нормативные акты, содержащие сведения о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов (приказы, распоряжения).

Приказы о принятии на работу инвалидов на квотируемые рабочие места, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов (далее – ИПР)

Копии ИПР, справок медико-социальной экспертизы о наличии инвалидности у граждан, работающих на квотируемых рабочих местах;

Трудовые книжки инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах;

«Информация о вакантных рабочих местах (должностях) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой» (форма № 1, утверждена распоряжением Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 № 19РВ-32 «О предоставлении информации по квотированию рабочих мест») с отметкой центра занятости о приеме указанной информации;

«Информация о выполнении установленной квоты по приему на работу граждан, определенных в Законе Московской области № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (форма № 2, утверждена распоряжением Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 № 19РВ-32 «О предоставлении информации по квотированию рабочих мест») с отметкой центра занятости о приеме указанной информации;

Сводные ведомости специальной оценки условий труда (результатов аттестации рабочих мест по условиям труда) (при наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя вредных и (или) опасных условий труда);

Сведения о должностном лице, ответственном за предоставление в орган службы занятости информации, предусмотренной законодательством о квотировании рабочих мест (должностная инструкция, копия приказа о возложении обязанности).

4. Работодатель ежемесячно самостоятельно рассчитывает размер подлежащей исполнению квоты, исходя из среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

4.1. В соответствии с расчитанным количеством подлежащих квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов издается локальный нормативный акт (приказ, распоряжение), содержащий сведения о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов. В локальном нормативном акте закрепляются рабочие места на которых трудоустроены инвалиды и вакантные рабочие места, на которые работодатель планирует трудоустроить инвалидов.

При среднесписочной численности работников: от 101 до 500 человек в локальном нормативном акте закрепляется одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в пределах квоты для приема на работу инвалидов; от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места; более 1000 человек – три специальных рабочих места. Работодатель самостоятельно определяет какое из квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов считать специальным.

4.2. Работодатель издает новый локальный нормативный акт о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов (вносит изменения в существующий локальный нормативный акт):

при изменении среднесписочной численности работников, влекущей изменение количества подлежащих квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

при необходимости перераспределения квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов (например: увольнение инвалида и закрепление вакантного рабочего места для трудоустройства инвалида; прием на работу инвалида на рабочее место, которое не было квотированным и закрепление его как квотированного с изменеием количества вакантных квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов).

4.3. Работодатель ежемесячно представляет в центр занятости по месту осуществления деятельности или нахождения рабочих мест информацию, представление которой предусмотрено распоряжением Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 № 19РВ-32 «О предоставлении информации по квотированию рабочих мест».

5. Ответственность за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 5.42. КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 19.7. КоАП РФ непредставление работодателем сведений (информации) о квотировании рабочих мест

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.