Скачать:
Дата публикации
16.01.2020

 

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ

правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства социального развития Московской области в сфере социального обслуживания

за 2019 год

 

1. Общие положения

 

Вид контроля – региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности
для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг (далее – государственный контроль).

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»,
статьей 3 Закона Московской области от 04.12.2014 № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области», постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 № 1086/46
«Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания», с 1 января 2015 года Министерство социального развития Московской области (далее – Министерство) исполняет государственную функцию по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания,
в том числе за обеспечением доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг.

Государственный контроль осуществляется в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей – поставщиков социальных услуг, осуществляющих социальное обслуживание на территории Московской области, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг Московской области, формирование которого осуществляется Министерством (далее – организации).

Непосредственное исполнение регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания осуществляется управлением
по вопросам социального обслуживания населения и реабилитации инвалидов Министерства и управлением по делам семьи, детей и демографического развития Министерства.

2. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований

 

Целью проведения обобщения и анализа Министерством социального развития Московской области (далее – Министерство) правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания
и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
при осуществлении государственного контроля (далее – обобщение правоприменительной практики) является:

1)  обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее – обязательные требования);

2)  обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;

3)  снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;

4)  совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

 

3. Основные задачи обобщения правоприменительной практики

 

3.1. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики
и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка
и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства.


 

4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования

в сфере государственного контроля

 

В отчетный период приняты нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере социального обслуживания:

1) Федеральным законом от 07.03.2018 № 56-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления
мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внесены изменения в статью 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которым информация
о поставщиках социальных услуг размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным
законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

2) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.05.2018 № 317н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»  утверждены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания.

3) В ноябре 2018 года появилась Методика выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденная Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.10.2018
№ 675н «Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан
о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

4) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 № 638 «Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» утверждены сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Правила устанавливают порядок сбора и обобщения информации
о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Сбор и обобщение указанной информации осуществляются в целях проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы в текущем году. Инструментом сбора информации является опрос.

5) Законом Московской области от 04.05.2018 № 56/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки, социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат отдельным категориям граждан» внесены изменения в Закон Московской области
№ 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания
в Московской области». Закон Московской области № 162/2014-ОЗ дополнен статьей 31 устанавливающей требование о размещении информации о поставщиках социальных услуг, получателях социальных услуг, а также о социальных услугах, предоставляемых получателям социальных услуг в соответствии с указанным законом, в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

6) Закон Московской области № 58/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 14 ноября 2017 года № 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также расширения категорий граждан, которым социальные услуги на дому предоставляются бесплатно.

Согласно внесенным изменениям указанные услуги будут предоставляться одиноко проживающим инвалидам, одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, одиноко проживающим супружеским парам из числа Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда, инвалидов боевых действий.

Социальные услуги на дому бесплатно, без учета условий критерия одинокого проживания будут предоставляться следующим категориям граждан:

участникам и (или) инвалидам Великой Отечественной войны;

лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

лицам, работавшим на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов,
на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

лицам, награжденным медалью «За оборону Москвы»;

бывшим несовершеннолетним узникам фашизма;

супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны или участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак.

Также внесены изменения в части наделения Правительства Московской области полномочиями по определению, при необходимости, перечня организаций социального обслуживания.

7) Закон Московской области № 176/2018-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», которым установлен единый механизм проведения независимой оценки качества оказания услуг в указанных четырех сферах. Цель механизма независимой оценки качества оказания услуг - предоставить гражданам информацию о качестве оказания услуг соответствующими организациями и повысить качество их деятельности. При проведении независимой оценки будет использоваться общедоступная информация об организациях, размещаемая в том числе в форме открытых данных (дата создания организации, ее учредитель, место нахождения, график работы, контактные телефоны, адреса электронной почты, виды предоставляемых услуг и др.). Учреждения также должны обеспечить на своих сайтах техническую возможность для выражения получателями услуг мнения об их качестве.

Основная роль принадлежит общественному совету. Он формируется специально для проведения указанной оценки в целях осуществления общественного контроля.

Совет определяет перечень организаций для проведения независимой оценки качества, требования к организации-оператору, которая исследует общественное мнение, утверждает результаты этого исследования, а также готовит предложения по улучшению качества работы организаций.

В 2018 году Министерством приняты нормативные акты, регулирующие осуществление Министерством данного вида государственного контроля (надзора):

1) распоряжение Министерства социального развития Московской области от 09.06.2018 № 19РВ-56 «Об утверждении формы Проверочного листа (список контрольных вопросов), применяемого при проведении плановых проверок в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания»;

2) распоряжение Министерства социального развития Московской области
от 15.10.2018 № 19РВ-95 «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания» (административный регламент утвержден в новой редакции);

3) распоряжением Министерства социального развития Московской области от 06.07.2018 № 19РВ-61 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве социального развития Московской области по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания» утверждено Положение об Общественном совете, определены
его основные задачи, порядок формирования и деятельности;

4) приказом министра социального развития Московской области
от 18.09.2018 № 19П-358 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов
и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания» утвержден перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в целях реализации пункта 2.1
раздела 2 «Раскрытие обязательных требований, являющихся предметом регионального государственного контроля (надзора)» целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р.

 

 

 

5. Правоприменительная практика организации

и проведения государственного контроля

Государственный контроль реализуется, в том числе, посредством организации и проведения проверок в отношении организаций.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности проводится на основании планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерство руководствовалось требованиями:

Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Проект плана проходит процедуру согласования с прокуратурой Московской области на предмет законности включения в него объектов регионального государственного контроля (надзора).

Проект плана готовится с учетом критериев проблемности (классификации) поставщиков социальных услуг в соответствии с присвоенным уровнем проблемности, в соответствии с пунктами 49, 50 Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, утвержденного распоряжением Министерства социального развития Московской области
от 29.02.2016 № 19РВ-17 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания».

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок направляется Министерством в прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителях.

Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в него организаций в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения об устранении выявленных замечаний
и о проведении по возможности в отношении отдельных организаций совместных плановых проверок, в том числе, о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одной организации
на одну дату.

После рассмотрений предложений прокуратуры Московской области
и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Министерством до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в прокуратуру Московской области направляется утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.

Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Министерства в сети Интернет размещена информация:

о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;

о совокупности обязательных требований к субъектам проверок,

о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения проверок,

доклад о проведении регионального государственного контроля (надзора)
в сфере социального обслуживания.

Организация проведения проверок.

В 2019 году проведено 37 плановых проверок.

В ходе проведенных проверок выявлено 49 нарушений законодательства
в сфере социального обслуживания, из которых:

несоблюдение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - 13;

несоблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов
и других маломобильных групп населения при предоставлении социальных
услуг – 9;

отсутствие в договоре на предоставление социальных услуг существенных условий – 18;

отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – 1;

отсутствие положений о структурных подразделениях (отделениях и т.д.) поставщика социальных услуг - 3;

несоблюдение норм питания при предоставлении социальных услуг – 1;

несоответствие структуры поставщика социальных услуг (структурные подразделения, отделения и т.д.) структуре, указанной в уставе поставщика социальных услуг - 2;

несоответствие положения о попечительском совете примерному положению о попечительском совете организации социального обслуживания – 3. 

Срок проведения Министерством плановых проверок не превышал пяти рабочих дней. Министерством в 2019 году не допущено нарушения сроков проведения плановых проверок.

Контрольно-надзорные мероприятия проведены Министерством
с соблюдением прав организаций, в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В 2019 году случаев обжалований действий должностных лиц Министерства при проведении проверок не было.

По результатам проверок должностными лицами Министерства, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю либо уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Меры прокурорского реагирования к должностным лицам Министерства
в связи с их действиями не применялись.

Случаев невозможности проведения плановых проверок в 2019 году не было. Воспрепятствования законной деятельности должностных лиц по проведению проверок или уклонение от проверок со стороны проверяемых организаций
в 2019 году также не было.

В связи с тем, что Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере социального обслуживания не предусмотрена, протоколы об административных правонарушения Министерством не составлялись.

В случае выявления при проведении проверки нарушений организациями обязательных требований, должностным лицом Министерства, проводящим проверку выдается организации предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований с указанием срока устранения нарушения.

Министерством осуществлялся своевременный контроль за выполнением выданных предписаний. С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в 2019 году выдано 18 предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания. Все выявленные нарушения устранены.

Проверок, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля в отчетном периоде не отмечено. Информация
о показателях работы размещена на официальном сайте Министерства
в сети «Интернет» в разделе «Контроль (надзор) в сфере социального обслуживания».

Факты оспаривания в суде организациями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю в 2019 году отсутствуют.

Проверки, результаты которых признаны недействительными в 2019 году, отсутствуют.

В ходе проведения проверок в 2019 году в деятельности организаций нарушений обязательных требований представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан не выявлено.

При осуществлении государственного контроля административные штрафы
не налагались.

Материалы о выявленных нарушениях в уполномоченные органы
для возбуждения уголовных дел не передавались.

Анализ причин возникновения нарушений в сфере социального обслуживания показывает, что основными из них являются:

недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц учреждений;

неудовлетворительное экономическое и финансовое состояние ряда учреждений.

В целях предотвращения нарушений требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания Министерством осуществлялись следующие мероприятия:

проведение семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий с целью разъяснения применения действующих нормативных правовых актов (согласно утвержденному плану);

на официальных сайтах Министерства и учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству, в сети Интернет, а также
на информационных стендах размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере социального обслуживания;

проведение обучения сотрудников учреждений социального обслуживания
по утвержденным тематическим планам, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, аттестация;

ежеквартальное составление рейтинга учреждений социального обслуживания в соответствии с приказом Министра социальной защиты населения Московской области от 30.07.2014г. № 18П-205 «Об организации работы по оценке эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания Московской области, подведомственных Министерству социальной защиты населения Московской области, и их руководителей», в который включены критерии, свидетельствующие о наличии (отсутствии) нарушений, выявленных
(не выявленных) в ходе проверок контрольными (надзорными) органами,
на основании которого оценивается работа руководителя, в том числе
с применением мер дисциплинарного взыскания.


 

6. Предложения по совершенствованию законодательства

 

Предложения по совершенствованию административного законодательства для включения в кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.


п/п

Основания

Предложения

1

2

3

1

Федеральным законом от 18.07.2019
№ 180-ФЗ «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» «Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ дополнен статьей 2389 «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 913 (в части

уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социального обслуживания и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания) настоящего Кодекса.

Предусмотреть возможность уплаты штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа при уплате лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.