Скачать:
Дата публикации
16.01.2020

 

 

ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ

правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности

Министерства социального развития Московской области

в сфере организации отдыха и оздоровления детей за 2019 год

 

 

1. Общие положения

 

 

Вид контроля – региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха
и оздоровления детей.

В соответствии с частью 2 статьи 121 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1030/45 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля
за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей» Министерство социального развития Московской области (далее – Министерство) осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей
на территории Московской области (далее – государственный контроль).

Государственный контроль осуществляется в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Московской области деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее – организации).

Непосредственное исполнение государственного контроля осуществляется управлением по делам семьи, детей и демографического развития Министерства.

 

 

 

2. Цели проведения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований

 

Целью проведения обобщения и анализа Министерством правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований при осуществлении государственного
(далее – обобщение правоприменительной практики) является:

1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее – обязательные требования);

2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;

3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;

4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

 

3. Основные задачи обобщения правоприменительной практики

 

Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики
и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка
и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

 

4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования

в сфере организации отдыха и оздоровления детей

 

В отчетный период приняты нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере социального обслуживания:

1) Федеральный закон от 18.04.2018 № 85-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» направлен на повышение уровня безопасности детей, а также качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере организации отдыха и оздоровления детей теперь относится утверждение типового договора
по оказанию услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.

Предусматривается, что реестры организаций отдыха детей и их оздоровления должны быть размещены на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации теперь относятся разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма
и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет».

Устанавливается, что обращения родителей (лиц, их заменяющих)
по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме
или в форме электронных документов, и ответы указанных органов
на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети «Интернет». Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет» обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей. Законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться положения, предусматривающие сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, а также иные положения, дополняющие гарантии права граждан на обращение, установленные Федеральным законом
от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2) МР 4.2.2.0127-18. 4.2.2. Гигиена детей и подростков. «Методика оценки эффективности оздоровления в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей. Методические рекомендации» утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.05.2018.

Методические рекомендации распространяются на стационарные организации отдыха и оздоровления детей с продолжительностью смены не менее 21 дня. Эффективность оздоровления оценивается по результатам измерения роста, массы тела, мышечной силы и жизненной емкости легких в начале смены и при
ее окончании. Приведена корректировка по уровню физического развития ребенка. Результаты оценки рекомендуется предоставлять родителям по их запросам. Урегулированы вопросы определения недополученного оздоровительного эффекта вследствие выявленных в ходе проверок нарушений санитарного законодательства по условиям проживания, организации питания и водоснабжения, условий для реализации программ дополнительного образования, лечебно-оздоровительных
и закаливающих процедур.

3) Федеральный закон от 04.06.2018 № 136-ФЗ «О внесении изменения
в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации».

Перед заключением договора о передаче в безвозмездное пользование объектов социальной инфраструктуры для детей должна проводиться обязательная оценка последствий заключения таких договоров.

Если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду, передает в безвозмездное пользование закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды и договора безвозмездного пользования должна предшествовать проводимая учредителем в установленном порядке оценка последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Договор аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной оценки последствий их заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.

Требование о проведении оценки последствий заключения договора безвозмездного пользования не распространяется на случай безвозмездного предоставления медицинской организации помещений в целях оказания обучающимся в образовательной организации первичной медико-санитарной помощи.

4) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 13.06.2018 № 327н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха». Утвержден новый порядок оказания медпомощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха.

Порядок разработан с учетом типов организаций отдыха и оздоровления детей (включая палаточные и школьные лагеря).

Так, в лагеря палаточного типа запрещено принимать детей с хроническими заболеваниями, требующими соблюдения назначенного врачом режима лечения (диета, прием лекарств и специализированных продуктов лечебного питания).

Расширен список общих противопоказаний для пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления. К ним дополнительно отнесено наличие контакта с инфекционными больными в течение 21 календарного дня перед заездом, а также отсутствие профилактических прививок в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

В то же время введено исключение для детей с эпилепсией в стадии медикаментозной ремиссии менее 1 года. Их разрешено направлять в школьные лагеря в каникулярное время с дневным пребыванием.

Усовершенствованы требования к организации работы и оснащению здравпунктов организаций отдыха и оздоровления детей.

5) Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 31 июля 2018 г. № 444-ст утвержден и введен в действие
ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления. Дата введения стандарта
в действие 1 марта 2019 года. Взамен ГОСТ Р 52887-2007.

6) В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 121 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 23.08.2018 № 6 «Об утверждении примерной формы договора об организации отдыха и оздоровления ребенка» утверждена примерная форма договора
об организации отдыха и оздоровления ребенка. Заключение договоров
с родителями (законными представителями) детей и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления повысит ответственность руководителей данных организаций по предоставлению соответствующих услуг, а также позволит обеспечить защиту прав несовершеннолетнего при невыполнении условий договора организациями.

7) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2018 № 840н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» утвержден профессиональный стандарт «Специалист, участвующий
в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», которым предусмотрено, что для работы в должности вожатого в организации отдыха детей
и их оздоровления допускаются граждане, достигшие совершеннолетия
и получившие основное общее образование или среднее общее образование, а также прошедшие обучение по программе профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики, не имеющие ограничений на занятие указанной трудовой деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

8) Во исполнение пункта 7 Плана мероприятий на 2017 - 2020 годы
по реализации Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N 2344-р, Минобрнауки России совместно с Минтрудом России, Минтрансом России, МЧС России, МВД России, Минздравом России и Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей
в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно. Документ можно скачать с сайта http://управление-образовательной-организацией.рф/
(раздел «документы», подраздел «Отдых и оздоровление детей»).

В 2019 году Федеральным законом от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха
и оздоровления детей» внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в части предмета регионального государственного контроля.

В соответствии с вышеназванным нормативным правовым актом контроль за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха
и оздоровления детей отменен. Новым предметом регионального государственного контроля в сфере организации отдыха и оздоровления детей является осуществление в пределах своих полномочий контроля за достоверностью, актуальностью
и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления
.

 

 

5. Правоприменительная практика организации

и проведения государственного контроля

Государственный контроль реализуется, в том числе, посредством организации и проведения проверок в отношении организаций.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности проводится на основании планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерство руководствовалось требованиями:

Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Проект плана проходит процедуру согласования с прокуратурой Московской области на предмет законности включения в него объектов регионального государственного контроля (надзора).

Проект плана готовится с учетом критериев проблемности (классификация) организаций в соответствии с присвоенным уровнем проблемности, в соответствии с пунктом 52 Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции
по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха
и оздоровления детей, утвержденного распоряжением Министерства социального развития Московской области от 15.10.2018 № 19РВ-96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей».

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок направляется Министерством в прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителях.

Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в него организаций в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения об устранении выявленных замечаний
и о проведении по возможности в отношении отдельных организаций совместных плановых проверок, в том числе, о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одной организации
на одну дату.

После рассмотрений предложений прокуратуры Московской области
и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Министерством до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в прокуратуру Московской области направляется утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.

Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Министерства в сети Интернет размещена информация:

о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;

о совокупности обязательных требований к субъектам проверок,

о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения проверок,

доклад о проведении регионального государственного контроля (надзора)
в сфере социального обслуживания.

Организация проведения проверок.

В 2019 году в сфере организации отдыха и оздоровления детей
было проведено 15 плановых проверок.

Внеплановые проверки в 2019 году, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» – мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений
и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан – Министерством не проводились.

Меры прокурорского реагирования к должностным лицам Министерства
в связи с их действиями не применялись.

В целях предотвращения нарушений требований действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей Министерством осуществлялись следующие мероприятия:

проведение семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий с целью разъяснения применения действующих нормативных правовых актов (согласно утвержденному плану);

на официальных сайтах Министерства в сети Интернет, а также
на информационных стендах размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В целях пресечения и предотвращения нарушений законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей в 2019 году Министерством социального развития Московской области проведено 15 плановых мероприятия по контролю.

По результатам вышеуказанных мероприятий выявлено 7 нарушений.

Обращений граждан по проблемам, связанным с соблюдением законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей, в адрес Министерства социального развития Московской области в 2019 году не поступало.

п/п

Вид нарушения

Количество нарушений, выявленных по обращениям граждан

Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ

Всего нарушений

1

2

3

4

5

1

Отсутствие Положения о детском оздоровительном лагере

0

1

1

2

Отсутствие у 19 сотрудников детского оздоровительного лагеря справок об отсутствии судимости из органов МВД

0

1

1

3

Отсутствие утвержденных руководителем руководств, правил, инструкций, методик, планов и программ работ с детьми

0

1

1

4

Отсутствие журнала пропаганды здорового образа жизни

0

1

1

5

Отсутствие положения о проведении внутреннего контроля

0

1

1

6

Отсутствие акта проверки конструкций, имеющихся на площадке

0

1

1

7

Отсутствие наблюдательного дела

0

1

1

 

 

6. Предложения по совершенствованию законодательства

 

В законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и признании утратившим силу абзаца восьмого части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха
и оздоровления детей» Министерством были внесены следующие предложения:
«В перечне сведений для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, поименованных в пункте 2 проектируемой статьи 122, отсутствует информация, подтверждающая проверку и (или) приемку организации отдыха детей и их оздоровления органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), в текущем году. Одновременно, могут открываться новые организации отдыха детей и их оздоровления, предоставляющие услуги только в каникулярный период, у которых информация о результатах проведения органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), плановых и внеплановых проверок по итогам предыдущего года может отсутствовать.».